Высшая школа энергетического машиностроения
Высшая школа энергетического машиностроения (ВШЭМ) образована в 2019 году на базе кафедр «Турбины, гидромашины и авиационные двигатели», «Компрессорная, вакуумная и холодильная техника», «Инжиниринг силовых установок и транспортных средств».
Образование
ВШЭМ готовит специалистов в области энергетического машиностроения, гидромашиностроения, энергетических комплексов для авиации и транспорта, энерготранспортных комплексов для газовой и нефтяной промышленности, двигателей внутреннего сгорания.
Высокий уровень образования мы поддерживаем благодаря созданной инженерной школе мирового уровня и сформированным профильным консорциумам. Мы внедряем в образовательный процесс цифровые технологии и VR технологии. В эпоху цифровых технологий мы работаем с передовым программным обеспечением и используем мощности суперкомпьютера Политехнического университета, который входит в пятерку самых высокопроизводительных суперкомпьютерных центров России.
Выпускники Высшей школы энергетического машиностроения обладают профессиональными компетенциями по расчёту и проектированию, конструированию, оптимизации, производству и эксплуатации энергетических машин и оборудования самых разнообразных типов на протяжении всего их жизненного цикла.
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА
13.04.03_02 «Паровые и газовые турбины»,
13.04.03_03 «Поршневые и комбинированные двигатели»,
13.04.03_05 «Компрессорная, вакуумная, холодильная техника и газотранспортные системы»,
13.04.03_06 «Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты»,
13.04.03_09 «Газотурбинные агрегаты газоперекачивающих станций»,
13.04.03_10 «Компрессоры, оборудование и газотранспортные сети нефтегазовой отрасли» (заочное)
13.04.03_11 «Авиационные двигатели и энергетические установки, реализуемая по заказу АО «ОДК-Климов»
АСПИРАНТУРА
2.4.7 «Турбомашины и поршневые двигатели»,
2.5.10 «Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы».
Основные направления деятельности ВШЭМ:
Направление: Исследование гидравлических машин
Руководитель: д.т.н., профессор Александр Аркадьевич ЖАРКОВСКИЙ
Деятельность: Разработка интеллектуальных технологий цифрового моделирования элементов конструкций гидромашин и процессов течения вязкой жидкости в сложных гидравлических сетях и прогнозирование жизненного цикла работы насосов на сеть с использованием методов машинного обучения.
Основные партнеры: АО «Силовые машины», ПАО «Транснефть», АО «ЦКБМ»
Успешно выполненные НИР:
1. Разработка проточных частей насосов ТЭС для нужд теплоэнергетической отрасли (АО «Силовые машины»);
2. Проектирование проточной части первой ступени нефтяного двухопорного многоступенчатого насоса (АО «Транснефть Нефтяные насосы»);
3. Разработка проточной части многоступенчатого центробежного насоса типа BB3 (АО «Транснефть Нефтяные насосы»);
4. Анализ эффективности технических решений в конструкции плунжерного насоса (АО «Транснефть Нефтяные насосы»);
5. Гидравлические расчёты проточных частей питательных центробежных насосов (АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения»).
Научные проекты и реализованные научно-исследовательские работы (НИР)
- Проектирование компрессоров, компрессорных агрегатов, установок и станций
Основные направления работы являются разработка и проектирование осевых и центробежных компрессоров, объемных компрессоров и компрессорного оборудования.
Всего по нашим проектам реализовано более 50 проектов центробежных компрессоров с единичной мощностью до 25 МВт (испытана модель нагнетателя 32 МВт с КПД 90%), по ним изготовлено более 500 центробежных компрессоров с общей мощностью 5,5 млн. кВт. Было выполнено более 25 проектов центробежных компрессоров турбодетандерных агрегатов в интересах АО «Турбохолод», по которым изготовлено более 120 агрегатов ТДА.
В рамках федеральной программы по созданию перспективного вертолетного газотурбинного двигателя были выполнены работы по проектированию высоконапорных сверхзвуковых осевых и центробежных ступеней в интересах ОАО «Климов». Для заказчика составлена общая методология и компьютерные программы газодинамического проектирования осевых и центробежных компрессоров.
- Экспериментальные и численные исследования аэродинамики проточных частей паровых и газовых турбин
Научная группа занимается экспериментальными и численными исследованиями аэродинамических характеристик элементов проточных частей стационарных паровых и газовых турбин с целью их усовершенствования. Основная задача исследований – повышение эффективности тепловых стационарных турбин и, параллельно с этим, совершенствование расчетно-экспериментальных методов разработки турбин. Особенность исследований состоит в широком применении 3D потоков рабочей среды с использованием автоматизации сбора и обработки информации. Наличие воздуходувных средств большой мощности позволяет выполнять научные исследования в широком диапазоне критериев аэродинамического подобия.
- Перспективные рабочие процессы и конструкции двигателей внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания является основной энергетической установкой для транспорта. На долю транспорта в современном обществе приходится около 20% мирового потребления энергии, причем 90-95% энергии, используемой транспортом, обеспечивается топливом на основе углеводородного сырья. Поэтому к ДВС предъявляются высокие эксплуатационные, экономические и экологические требования. Технико-экономические показатели ДВС обуславливаются совершенством реализуемого рабочего процесса.
Целью научной группы является совершенствование рабочих процессов на основе исследования физико-химических, газодинамических, тепло- и массообменных процессов в двигателях внутреннего сгорания. Большое внимание уделяется вопросам конвертирования двигателей на природный газ и другие альтернативные топлива для решения проблемы сокращения вредных выбросов, в том числе парниковых газов.
Научная группа входит в Высшую школу Энергетического машиностроения Института Энергетики СПбПУ.
- Современная химмотология углеводородных топлив и смазочных масел для ДВС
Проведение научных и экспертных исследований в области создания современных углеводородных топлив (автомобильных бензинов, дизельных топлив) повышенного качества. Разработка методов брендирования топлив и управления его качеством с помощью оптимизации состава и применения высокоэффективных многофункциональных присадок с учетом принципа импортозамещения. Оптимизация состава смазочных моторных масел, проведение их длительных ресурсных моторно-стендовых испытаний в интересах отечественных производителей смазочных материалов. Разработка оригинальных методик тестирования качества ГСМ. Оптимизация состава и технологий использования различного рода трибосоставов для решения задач повышения эксплуатационного качества и ресурса поршневых ДВС.
- Прочность, надежность и диагностика турбинных двигателей и установок
Мы исследуем прочность, надежность и диагностику турбинных двигателей и установок. Наша цель состоит в том, чтобы турбинные энергетические установки были еще более надежными - на уровне лучших образцом мировых производителей. Решение вопросов диагностики позволит не только повысить надежность турбинных энергетических установок, но и улучшить их экономические, эксплуатационные и экологические показатели.
Мы рассматриваем такие вопросы, как прочность, надежность и диагностику паротурбинных, газотурбинных установок, а также авиационных газотурбинных двигателей. Тесное сотрудничество с местными партнерами играет ключевую роль в разработке решений, соответствующих цели. Наши исследования основаны как на численных расчетах в современных программных продуктах, так и на использовании элементов современного измерительного и диагностического оборудования.
- Малорасходные турбины для энергетики, авиации и транспорта
Научный коллектив научной группы активно участвует в разработке и создании автономных турбинных установок (АТУ), мощностью от нескольких киловатт до нескольких мегаватт. В основу этих установок входят как традиционные малорасходные турбинные ступени, так и конструкции ЛПИ. Основная особенность таких турбин заключается в возможности срабатывать большие теплоперепады энтальпий при сверхзвуковых скоростях течения рабочего тела. Такие турбины имеют уникальные массогабаритные показатели, как правило, такие представляют из себя по конструкции“blisk” и достигают частот вращения до 200000 об/мин. И могут выполняться с применением аддитивных технологий. При создании турбоустановок применяются современные программные комплексы. Натурные и модельные испытания проводятся с применением мощной экспериментальной базы Института энергетики.
Выпускники ВШЭМ работают в научно-исследовательских, проектных, промышленных, монтажных и эксплуатационных организациях.
Для того, чтобы подготовить студентов для решения актуальных задач мирового уровня с ведущей энергомашиностроительной компанией АО «Силовые машины» открыто Студенческое конструкторское бюро (СКБ). Работа в СКБ позволяет студентам интегрироваться в корпоративную культуру предприятия со студенческой скамьи и принять непосредственное участие в решении реальных производственных задач.
Студенческое конструкторское бюро (СКБ)
Организации-партнёры:
- ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»
- УТМЗ
- ПАО «Звезда»
- ПАО «КАМАЗ»
- ОАО «Красный Октябрь»
- ПАО «Санкт-Петербургский тракторный завод»
- ОАО «Коломенский завод»
- ПАО «Силовые машины»
- ОАО «НПО ЦКТИ»
- АО «ЦКБМ»
- АО «ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева»
- Пролетарский завод
- ТГК-1
- ООО «НИИ Транснефть»
- ООО «РН-Ванкор»
- ООО «Газпром трансгаз Ухта»
- ПАО «Новатэ́к»
- РЭП-холдинг
- АО «ОДК–Климов»
Общий вид машинного зала лаборатории им. И.И. Кириллова
Стенд для исследований газодинамики систем охлаждения высокотемпературных лопаток
Стенд для исследования охлаждаемых лопаток газовых турбин
Стенд для исследований турбин и компрессоров ГТУ
Экспериментальный стенд исследования комплекса «Ступень-диффузор»
Экспериментальный стенд для исследования течения газа в центробежных компрессорных ступенях













































