На связи — выпускники! Михаил Алексеевич Тузников

22 Февраля 2024
273
 Версия для печати

17 февраля, в честь 125-летия Политеха, состоялась встреча выпускников всех лет, и мы смогли поговорить с некоторыми из них об их профессии, жизни и даже увлечениях.

Сегодня На связи — Михаил Алексеевич Тузников:

  • Выпуск Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина, 1985 год
  • Факультет: Энергомаш, «Атомные электростанции и установки»
  • Сейчас: главный инженер, ООО «СЕВЗАПВНИПИЭНЕРГОПРОМ»

— Представьтесь, пожалуйста и расскажите, почему в свое время Вы выбрали именно Политехнический университет?

— Меня зовут Тузников Михаил Алексеевич. Я поступил в тогда еще Политехнический институт имени Калинина в 1978 году и выбрал его потому, что у меня в семье я – третье поколение энергетиков и теперь уже 4-ое поколение энергетиков – мои дети, две дочери.

Для меня было 2 направления: либо «Сети и системы», либо «Электрические станции». Я вот выбрал второе направление. В Политехе у меня учился отец (на физико-металлургическом), мама (на экономическом) и дочери. У меня еще есть 2 кошки и они пока не учились. Мама с папой кстати познакомились на танцах в Белом зале.

Аудитория 305, 1979 год

— Знания, которые Вы получили, помогли Вам в жизни?

— Собственно, они не то, что помогли. Это основа моей жизни.

— Какой у Вас был любимый предмет и педагог?

— Самый лучший предмет – это тот, который лучше всего знаешь и по которому больше всего «жучат». Любимым был предмет «Теория тепло- и массообмена» и он потом мне очень пригодился. Вел его у нас Китанин Эдуард Леонтьевич (даже одна из моих дочерей еще застала практические занятия вместе с ним). Эдуард Леонтьевич так над нами «издевался», что я, конечно, получил «пять» автоматом. Однако, чтобы его получить, я сделал 9 коллоквиумов, что было очень трудно! Зато все запомнилось и всплывало, когда было нужно.

— Помимо теоретических и практических навыков, какие еще навыки студенческой жизни пригодились Вам?

— Недавно, так получилось, что мне пришлось быть экспертом в экономической школе (я преподавал) и рассказывал студентам, что дает высшее образование. Оно же ничего не дает, кроме трех вещей:

  1. Основу (необходимый минимум знаний, которым нужно владеть, для того, чтобы ориентироваться в предмете. Все знать невозможно).
  1. Оно учит человека эффективному поиску знаний в различных источниках. Раньше это были книги, сейчас это интернет.
  1. Оно учит самостоятельно находить эффективные решения на поставленные задачи (практика).

Кстати, это не я сам придумал, нам об этом рассказал на курсе гидрогазодинамики Владимир Вальдемарович Рис.

На сборах. Июль,1984 год, деревня Руцава, Латвийская ССР

— Какой у Вас опыт преподавательской деятельности?

— Я несколько раз работал в университете. В первый раз, когда меня оставили на 3 года после окончания института. Я работал на кафедре ТЭУ в лаборатории, потом был младшим научным сотрудником. Второй раз я работал уже после защиты диссертации, это было в 1994-1995 гг., читал два предмета: «Рабочие процессы и конструирование ядерных реакторов» и «Рациональное энергоиспользование». Третий раз я преподавал 17 лет, по субботам у экономистов, т.к. оказалось, что я много знаю и могу прочитать большое количество дисциплин. Такой богатый опыт дал мне то преимущество, что я почти все помню, т.к. много раз все повторял при подготовке к лекциям.

— Поделитесь, пожалуйста, каким-нибудь курьезным случаем из студенчества.

— Надо сказать, что учеба в Политехе не была сплошным весельем, а была довольно тяжелой. Одним из самых больших впечатлений была поездка со стройотрядом на Саяно-Шушенскую ГЭС. Там монтировали 4-ый гидроагрегат своими руками. Это был 1980-й год, как раз была Олимпиада. Там был и труд, и веселье, и игра, и гитара, и песни разные. Я в свое время в самодеятельности участвовал, на сцене выступал.

Пос. Черёмушки, Саяно-Шушенская ГЭС. ССО «Славяне» июль-август 1980 г. Я в первом ряду 4 слева между темноволосым парнем и девушкой

— Какая на Ваш взгляд энергетическая инновация может перевернут наш мир?

— Я думаю, что основная инновация лежит не в области производства энергии, а в области ее сохранения. Сейчас, основная задача для человечества – это научиться эффективно сохранять энергию: либо в виде водорода, либо батарей. Но к этому мы еще только начали подходить, т.к. углеводородное топливо – это временный выход для человечества, а на самом деле на Землю поступает довольно количества энергии, которое мы можем использовать. Это, конечно, и атомная энергия, замкнутый топливный цикл. Но регулировать АЭС надо не самой электростанцией, а нагрузкой. Допустим, подключить к ней завод по производству водорода или накопитель энергии, который позволяет накапливать энергию и именно процессом накопления регулировать подачу в энергосеть, а сама станция при этом работала бы в постоянном режиме. Это бы нас избавило от различных проблем, например, с периодами колебания мощности. То есть, будущее именно за процессами накопления энергии, и не важно какая она – солнечная, ветровая и т.д., нам надо научиться ее собирать и удерживать, а в нужный момент эффективно выдавать.

На научно-практической конференции в Политехе

На защите дипломов на ФЭМ ~ 2018

— Огромное спасибо за интервью! Напоследок, что бы Вы хотели пожелать нашим студентам и преподавателям?

— Не распыляться. Преподавателям нужно понимать, что они готовят людей будущего, которые будут их кормить в старости, а студентам нужно понимать, что они сейчас получают навыки и знания, которыми они будут пользоваться и которые будут им помогать всю оставшуюся жизнь.

Будьте пытливыми и не остывайте душой, так как неизвестно куда Вас выведет жизнь. Есть такой писатель – Ганс Селье, он сформулировал концепцию стресса. У него есть прекрасная книга «От мечты к открытию», в которой он рассказывает о принципах научной работы и о своей жизни, делая акцент на том, что в жизни в одночасье человек может потерять почти все, но с ним навсегда останется образование и полученные навыки.

Фотографии из личного архива Михаила Алексеевича Тузникова.