Владислав Иванов
Руководитель команды – общее руководство и направление работы команды, постановка целей, планирование задач и координация деятельности
Polytech North Capital Motorsport (Polytech NCM) - инженерно-гоночная команда, которая проектирует и создает гоночные автомобили в соответствии с техническим регламентом международных соревнований Formula Student.
Мы объединяем людей, увлеченных гонками, инженерией и автомобилями. Команда Polytech NCM — это не только соревнования, но и сообщество единомышленников, где ценятся командный дух, обмен знаниями и любовь к технике. Здесь студенты получают опыт и находят поддержку и мотивацию продолжать свой путь в Политехническом университете и профессии.
Цели
Техническая цель: Создать и подготовить к соревнованиям Formula Student новый гоночный болид, улучшая его характеристики и внедряя современные инженерные решения.
Образовательная цель: Развивать навыки участников команды, обучая студентов проектированию, конструированию, управлению проектами и командной работе, чтобы подготовить будущих специалистов в сфере инженерии и автоспорта.
Formula Student иучастие North Capital Motorsport
Formula Student – это международные инженерные соревнования, объединяющие более 800 университетских команд со всего мира. Их цель – за год спроектировать и построить гоночный болид, соответствующий строгому регламенту, а затем продемонстрировать его на этапах, которые проводятся в 22 странах.
История команды и проекты
Команда была основана в 2014 году студентом Евгением Захлебаевым. Команда была названа Polytech North Capital Motorsport – сокращённо NCM; её первым капитаном был студент Артём Лебедев. Уже в первый год своего существования команда отправилась в Москву, чтобы ближе познакомиться с регламентом и особенностями соревнований Formula Student.
Болид Uno (2015-2016)
Первый болид был построен в 2015 году и был назван Uno. Тем не менее, автомобиль не был готов к выступлению, первые соревнования, в которых машина приняла участие, состоялись в 2016 году в Венгрии, там болид успешно прошел техническую инспекцию. Через месяц после возвращения команда Polytech NCM заняла третье место в общем зачете на соревнованиях в Москве.
Болид Due (2016-2018)
Второй болид команды, Due, разрабатывался с осени 2016 года по лето 2018 года. Основной концепцией проекта было снижение массы автомобиля, что позволило уменьшить вес на 11,25% по сравнению с предшественником, доведя его до 213 кг. Болид был оснащен одноцилиндровым двигателем КТМ 505 SX-F объемом 477 см³ и получил усовершенствованный аэродинамический пакет, включавший передние и задние антикрылья, а также боковые элементы для оптимизации потоков воздуха. В 2018 году Due участвовал в этапе соревнований «Formula Student Germany» в Германии. Несмотря на успешное прохождение механической инспекции, из-за технических проблем болид не был допущен к динамическим испытаниям. Тем не менее, проект получил высокую оценку на 6-м Всероссийском форуме «Студенческие инженерные проекты», где занял первое место в секции «Шасси, двигатель и аэродинамический корпус».
Солнцемобиль SOL (2016-2018)
Солнцемобиль SOL стал первой подобной разработкой команды Polytech NCM и первым солнечным автомобилем, созданным в России. Работа над проектом началась в сентябре 2016 года. Учитывая отсутствие опыта в проектировании электромобилей на солнечной энергии, команда провела обширное исследование и изучение технических аспектов подобной техники. Итогом усилий стал автомобиль массой 200 кг, способный развивать скорость до 130 км/ч, что стало возможным благодаря легкому корпусу из композитных материалов. В 2018 году SOL принял участие в престижных соревнованиях World Solar Challenge в классе Challenger (рис. 6). Автомобиль успешно преодолел первый этап, однако технические неполадки с двигателем не позволили продолжить участие. Несмотря на это, команда была удостоена награды «Best First Time Car Award», присуждаемой лучшему дебютному проекту среди участников.
Болид Tre (2018-2020)
Проектирование болида Tre было начато в сентябре 2018 года, и включало значительные изменения в конструктивных элементах автомобиля. Среди ключевых инноваций – упрощение и облегчение задней подвески путем использования труб меньшего диаметра и более тонких стенок, что позволило снизить общий вес конструкции. Также была усовершенствована система крепления заднего крыла, сделав её более прочной и простой, и добавлены боковые обвесы (сайдподс), что улучшило аэродинамическую эффективность. Особое внимание было уделено улучшению компонентов выхлопной системы: был установлен титановый выхлоп, что способствовало снижению массы и увеличению прочности. В элементах из углепластика количество слоев материала было уменьшено, чтобы добиться требуемой жесткости при минимизации веса. Также команда получила два мотоцикла Kawasaki 2019 KX450f, с которых были сняты двигатели для установки в Tre и будущий болид Quattro. Значительные изменения были внесены в конструкцию системы гашения удара. Новый гаситель удара весил 2 кг, прошёл испытания в НАМИ и был допущен к использованию на соревнованиях после одобрения техинспекцией. В результате оптимизаций и улучшений конструкции, болид Tre был облегчён до массы 185 кг.
БолидQuattro (2022-2024)
Процесс разработки совпал с периодом изменений в составе команды, что оказало значительное влияние на ход проекта. После соревнований 2019 года команда, которая ранее работала над болидом Tre, была значительно сокращена и состояла лишь из 7 человек на постоянной основе. Это привело к снижению эффективности работы. В 2020 году проект столкнулся с дополнительными трудностями из-за пандемии COVID-19, что привело к приостановке работы до весны того же года. Осенью команду покинул её основатель, Евгений Захлебаев, что также повлияло на организационную структуру. В результате связи с рядом спонсоров были утрачены, однако сотрудничество с основным партнёром — «Диком» — было укреплено.
Болид Quattro был представлен на соревнованиях Formula Student Russia 2022 (рис. 8). Несмотря на технические сложности, такие как отсутствие возможности движения своим ходом и неукомплектованность, участие в соревнованиях стало важным этапом для нового состава команды, который приобрёл ценный опыт. Результаты соревнований Formula Student Russia 2022:
2 место в номинации «Отчёт о стоимости»; 2 место в номинации «Бизнес презентация».
Тем не менее, на соревнованиях болид, имея ряд проблем, связанных с тормозной магистралью и BSPD, сошел с дистанции и не занял места в общем зачете. На Quattro возлагались большие надежды которые встретились с множеством преград. Тем не менее, это достойный результат, ведь в ином случае PolytechNCM не пережила бы период упадка. Этот жизненный этап подарил новым членам команды драгоценный опыт и наглядно продемонстрировал, как ошибки могут привести к серьёзному кризису.
К соревнованиям FS Russia 2023 болид удалось достроить со следующими результатами:
Quattro стал самым лёгким болидом в России, с массой 184 кг, что было достигнуто за счёт отсутствия антикрыльев.
Участники команды
Владислав Иванов
Руководитель команды – общее руководство и направление работы команды, постановка целей, планирование задач и координация деятельности
Кирилл Аникеев
Капитан команды / Глава отдела ДВС – взаимодействие в команде, проектирование и настройка обслуживающих систем двигателя (впускная, выпускная и топливная системы, а также трансмиссии и системы переключения передач)
Тимофей Светлолобов
Главный инженер / Глава отдела композитных материалов – техническое руководство, разработка и расчеты деталей из композитных материалов
Софья Рябинина
Глава отдела PR и менеджмента – формирование имиджа, работа со СМИ, управление PR-деятельностью команды
Георгий Репман
Глава отдела встраиваемых систем и электрики – проектирование электрики и электроники, мехатронных систем, программирование
Арсений Кобзев
Глава отдела аэродинамики – расчет и оптимизация аэродинамических характеристик (прижимная сила и сопротивление), проектирование аэродинамического пакета
Григорий Чижевский
Глава отдела подвески – проектирование и расчет прочности подвески и рулевого управления (геометрия и кинематика), моделирование динамики болида, размещение тормозной системы
Даниил Семенин
Глава отдела рамы – проектирование рамы, прочностные расчеты конструкции и их валидация
Используемые технологии
Мультируль
Технические решения:
Электроника: замена старых компонентов на промышленные микроконтроллеры STM32 от STMicroelectronics с высокой тактовой частотой; Интерактивный дисплей Nextion: кастомизируемый интерфейс с возможностью настройки отображаемых параметров; Подрулевые переключатели: интегрированы в систему мультируля, обеспечивают быстрое переключение передач, подключены к микроконтроллеру STM32 для передачи сигналов через CAN-шину. Программное обеспечение:
Работа с CAE и рамой: анализ крутильной жесткости
Работа с CAE и рамой: анализ крутильной жесткости
Технические решения:
Численное моделирование: вычисление напряженно-деформированного состояния (НДС) конструкции с использованием программного пакета Ansys Mechanical для оптимизации весовых и жесткостных характеристик рамы.
Анализ аэродинамики: заднее и переднее крылья
Технические решения:
Численное моделирование: решение уравнений Рейнольдса с использованием программного пакета Ansys Fluent для моделирования обтекания болида и оценки эффективности антикрыльев; Материалы: элементы антикрыльев изготавливаются из углепластика (CFRP) методом вакуумной инфузии.
Как присоединиться
Хочешь стать частью команды? Заполни заявку в закрепленной форме в нашейгруппе ВКонтакте! Мы свяжемся с тобой для прохождения тестовых заданий для работы в выбранном отделе.
Контакты
Поддержка команды
Вы можете поддержать нашу команду следующим образом:
Хотите поддержать нашу команду? Свяжитесь с нашим менеджером!