Tempus Aspirandi: Каких аспирантов ждут в Институте энергетики и зачем поступать в аспирантуру

3 Июня 2025
77
Абитуриентам
Tempus Aspirandi: Каких аспирантов ждут в Институте энергетики и зачем поступать в аспирантуру

Сегодня в рубрике Tempus Aspirandi мы представляем мнения научных руководителей о том, каких аспирантов они ждут в Институте энергетики, а также рассказ аспиранта о том, зачем стоит заниматься наукой. В конце материала вы найдете полезные ссылки для поступающих.

Ирина Аникина, доцент Высшей школы атомной и тепловой энергетики, начинает разговор с описания идеального кандидата: «Мы ждём ребят, которые готовы решать задачи разной степени сложности. Аспиранты должны иметь широкое представление о выбранной области, но при этом быть готовыми к узконаправленной работе». Особое значение имеет мотивация: «Нам нужны люди, неравнодушные к развитию энергетики и науки России, понимающие значимость своего вклада».

Говоря о практической составляющей, Ирина Аникина отмечает: «Хотя аспирантура — это научная история, мы ставим задачи с возможным практическим применением, которые можно реализовать на реальных объектах. Нужно не бояться смотреть в будущее и предлагать внедрение новых технологий, понимая при этом, что любое решение должно быть в перспективе реализовано на практике».

Отвечая на вопрос, как понять своё призвание к науке, Ирина Аникина советует начать с участия в студенческих конференциях — «это хороший способ понять, ваше это или нет». Она рекомендует будущим аспирантам проявлять активность: «Подходите к научным руководителям, задавайте вопросы, говорите о своём желании заниматься исследованиями. Мы всегда рады видеть мотивированных людей в аспирантуре, которая действительно является местом для лучших».

Евгений Шескин, доцент Высшей школы электроэнергетических систем, формулирует требования к аспирантам кратко: «Институт энергетики нуждается в энергичных, любознательных, целеустремлённых, трудолюбивых и находчивых соискателях».

Он описывает перспективные направления работы: «Нам предстоит решать актуальные научно-технические проблемы, включая внедрение передач постоянного тока и интеграцию систем накопления энергии с возобновляемыми источниками».

Его критерий научного призвания звучит так: «Если вы стремитесь к новым знаниям, если вы не останавливаетесь на достигнутом, если вас выводят из себя необоснованные выводы и бездоказательные утверждения, значит вы уже человек науки, даже если сами еще этого не поняли»!

Владимир Сероштанов, доцент Высшей школы атомной и тепловой энергетики, концентрируется на основной задаче: «Мы ждём людей, готовых заниматься научными исследованиями. Сегодня подготовка кадров высшей квалификации — это выполнение диссертационных работ по самым передовым вопросам энергетики».

Он соглашается с японской мудростью: «После трёх лет уже поздно» — и советует определяться с научной карьерой ещё в студенчестве.

Владислав Григорьев, аспирант направления «Электроэнергетика» делится личным опытом.

О мотивации: «Идти в аспирантуру можно в двух случаях. Первый – это обеспечить себе отличные стартовые позиции для продвижения по карьерной лестнице. Приставка к.т.н возле вашей фамилии автоматически даст вам фору перед коллегами. Второй – когда вы уже имеете солидный трудовой стаж, но понимаете, что не хватает опыта. Появляются вопросы, на которые вы не можете ответить самостоятельно».

О своём пути в науку: «Я понял, что это моё, когда захотел решать 'задачи со звёздочкой', где стандартных знаний недостаточно». Он приводит пример из практики: «для успешной работы Главных распределительных устройств атомного ледокола «Якутия» пришлось применить нестандартные решения в части измерения токов нулевой последовательности. Эти решения в первоначальном варианте потерпели крах и вот тогда-то, и пришло время для науки. Научный подход позволил достичь необходимых результатов в точности измерения, а моделирование помогло увидеть проблемы и найти оптимальный вариант работы оборудования как единой системы».

Советы поступающим от Владислава: «Нужно привыкать к самостоятельности. Ваше успешное обучение зависит от взаимодействия с научным руководителем. А он не собирается за вами бегать и напоминать о работе над диссертацией. Вы сами должны быть инициатором, предлагать идеи к реализации, готовить вопросы для обсуждения, отправлять на рецензию наработанный материал для новых статей или конференций. И делать это нужно с первого дня каждого нового семестра. Закрыть семестр, начав готовиться за неделю до его окончания, в аспирантуре не получится».

Все направления подготовки — по ссылке и в разделе Аспирантам.

Вопросы о поступлении можно задать

Поляшова Елена Джамбулиевна
Обязанности
ответственный за учебную работу и работу с аспирантами — Институт энергетики
Занимаемые должности
Заместитель директора института  — Институт энергетики
Главный учебный корпус каб. 313