25 Апреля 2024 г. Четная неделя

На связи — Наталья Донмез

Героиней нашего нового интервью выступит яркая, талантливая, креативная и очень вдохновляющая Наталья Юрьевна Донмез. Мы поговорим о том, как все успевать, как учиться и учить, как нестандартно смотреть на образовательный процесс и как привлекать в Россию иностранных студентов.

Наталья Юрьевна, расскажите, пожалуйста, свой жизненный путь от школьной скамьи до работы в Политехе. Как Вы сюда попали и почему решили остаться?

— Я закончила английскую школу №185 на Шпалерной. Творческие учителя, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера вместо учебника по английскому, ежегодные спектакли, физкультура в Таврическом парке. И хотя Политех — alma mater моих родителей и многих других членов нашей семьи, я на 99% гуманитарий. Выбрала Институт детства РГПУ имени Герцена. Бонусом к специальности учитель английского языка умею определять скорость течения реки, дерево по коре, птиц по голосам и хорошо разбираюсь в детской литературе, собираю коллекцию иллюстраторов детских книг.

В Политех попала благодаря турецким студентам. В 2015 году приехала первая группа будущих инженеров-физиков для турецкой атомной станции Аккую и меня пригласили помочь им адаптироваться в университете. А дальше было участие в Зимних и Летних школах, международные магистерские программы, фестиваль турецкой культуры в Политехе, работа в медиа отделе Института энергетики – много нестандартной творческой работы, все как я люблю.

Вы хоть и не энергетик, но работаете и преподаете для студентов технических специальностей. Какие у Вас курсы и есть ли различия в преподавании студентам гуманитарных направлений подготовки и технических?

Английский язык — это инструмент для общения. Можно обсуждать эффективность тепловых насосов или говорить о поэзии оттоманского дивана*. Нужны те же навыки: говорить, понимать, писать тексты и лишь разное лексическое наполнение. Моя мама проектировала станцию в Сосновом бору и Тяньваньскую АЭС, папа писал кандидатскую о вихревых котлах – энергетика всегда была знакомой темой, и мне несложно готовить учебные материалы для студентов нашего института.

*диван — сборник стихотворений поэта в литературе Ближнего и Среднего Востока

На своих лекциях и практических занятиях Вы часто руководствуетесь техниками и материалами ведущих мировых университетов. Как Вы узнаете обо всех «фишках», откуда черпаете вдохновение и как студенты относятся к нетривиальным занятиям?

— Я преподаю английский язык уже 26 лет, но каждый новый курс, каждая новая группа — это волнение и дополнительная подготовка. Я поддерживаю контакты с коллегами в разных странах, просматриваю научные публикации и Телеграм-каналы. Я открыта к изучению чего-то нового, и это помогает находить мотивирующие задания. Часто студенты рассказывают об интересных приложениях или сайтах для изучения языка.

Студенты относятся к занятиям по-разному, кому-то интересно, а для кого-то это просто еще один непрофильный предмет в расписании.

Помимо преподавания Вы много времени уделяете международной деятельности Института. Курируете международные магистерские программы, ведете чат с турецкими студентами, проводите интервью с абитуриентами, занимаетесь большим документооборотом. Какими навыками и компетенциями нужно обладать, чтобы справляться с подобной мультизадачностью? Находится ли время на чай (кстати какой Вы любите больше всего?)

— В работе мне пригодилось знание английского и турецкого, желание помогать людям, умение переключаться с одной задачи на другую, интерес к разным культурам. Пару лет назад закончила онлайн курс, чтобы разобраться с делопроизводством.

В Стамбуле у нас с коллегами была традиция пить чай в университетском саду после занятий. Такая возможность, — отключиться ненадолго от потока дел, ветер с Босфора, крики чаек, чай мистик в бумажных стаканчиках. С тех пор это мой любимый чай.

В Политехе редко совпадают графики с коллегами, радуюсь, когда находится время встретиться и поговорить. Для такого случая у меня всегда есть запас чая мистик из Турции.

Наталья Юрьевна, Вы много лет жили и преподавали в Турции. Чем принципиально отличается российская система образования от турецкой и что бы хотелось заимствовать у турецких коллег? Студенты ведь, вероятно, везде одинаковые?

— В турецких ВУЗах есть подготовительное отделение, где год интенсивно изучаешь английский язык, а в бакалавриате — все внимание на профильные дисциплины.

Мне повезло работать в новом частном Университете 29 Мая в Стамбуле. Вместе с коллегами составляли учебный план, писали программы, придумывали, какие результаты хотим достичь и как. У каждого преподавателя были обязательные офисные часы для консультаций, любой студент мог прийти и обсудить то, что важно. Администрация университета поддерживала инициативы – хотите организовать фото клуб? да конечно! выставку в университетском саду ? да, легко!

А студенты везде одинаковые, турецкие лишь немного более шумные.

Рэй Брэдбери сказал, что «свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать?». Какие у Вас мысли на этот счет, особенно учитывая количество решаемых задач и современный темп жизни?

— На что трачу своё свободное время? Учусь разным вещам: фотографии, керамике, линогравюре, изучаю город, читаю, хожу на концерты, пою в хоре. Дни мелькают стремительно. Я ищу баланс. Иногда ставлю будильник на пару часов пораньше, чтобы было время подумать в тишине.

Наталья Юрьевна, мы рады, что в Институте энергетики трудятся такие активные и интересные люди, как Вы. Спасибо за прекрасное интервью! Желаем Вам энергии и вдохновения!