Полная Лента Времени СПбПУ им. Петра Великого: https://museum.spbstu.ru/lenta_vremeni/
19 февраля 1899 года. Николай II утвердил докладную записку С.Ю. Витте об «устройстве Политехнического института в Петербурге». На утвержденной Николаем II записке С.Ю. Витте сделал историческую надпись:
«Высочайшее соизволение последовало 19 февраля 1899 года».
23 февраля 1899 года. Создана Особая строительная комиссия по сооружению зданий института.
7 января 1900 года. Первым директором института утвержден Андрей Григорьевич Гагарин.
18 июня 1900 года. Осуществлена торжественная закладка основных зданий института — главного здания, химического павильона, первого и второго общежитий, механического павильона.
21 августа 1900 года. Совещание по выработке Положения о Политехническом институте под председательством Н.П. Петрова. В совещании принимали участие профессора Д.И. Менделеев, А.Н. Крылов, А.С. Попов, В.Л. Кирпичев, Н.А. Меншуткин, Н.Г. Егоров, А.С. Посников и др. Решение совещания об организации в институте отделений: коммерческого, кораблестроительного, металлургического и электротехнического.
Сентябрь 1900 года. Комиссией по подготовке программ учебных планов были подготовлены проект положения об институте, программы и учебные планы.
4 февраля 1902 года. Законопроект об учреждении Политехнического института был окончательно рассмотрен Государственным советом, и 2 мая 1902 года положение и штат «высочайше утверждены» Николаем II. По утвержденному Положению институт разделяется на четыре отделения: металлургическое, электромеханическое, экономическое и кораблестроительное.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 3500 студентов и сотрудников всего Института (Политех). В феврале 1942 года производилась его эвакуация: сперва в Пятигорск, а затем в Ташкент. В 1943 году в Ташкенте была возобновлена научная и учебная работы.
Восстановление учреждения было начато сразу же после снятия блокады в 1944 году.
В 1948 году первый в СССР отряд студентов в количестве 340 человек выехал на строительство Алакусской ГЭС.
Начиная с 1950 года, большое внимание уделялось подготовке специалистов для всесоюзных строек. На инженерно-строительном факультете началась подготовка инженеров-гидростроителей, а при Металлическом заводе было организовано вечернее отделение ЛПИ для подготовки инженеров-турбостроителей.
К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на заводе им. К. Маркса, Металлическом заводе, ПО «Светлана», заводе «Красный Октябрь», в Главленинградстрое.
Начиная с 1960 года идёт быстрое строительство новых зданий института. К 1962 году были построены спорткомплекс, высоковольтный корпус (ТВН), два новых учебных корпуса, здание поликлиники, профилактория, архива и общежития на проспекте Непокорённых.
В 1962 году созданы заочный факультет и факультет усовершенствования дипломированных инженеров, в 1968 — повышения квалификации руководящих работников, год спустя, в 1969 году, подготовительное отделение для рабочей и сельской молодёжи. В это же время факультет (вечерний) был разделён на два: электротехнический и инженерно-технический.
Институт энергетики (ранее Институт энергетики и транспортных систем) создан в 2012 году на базе объединения старейших научных школ – электромеханического и энергомашиностроительного факультетов. Ученые и выпускники этих крупнейших факультетов внесли большой вклад в развитие тепловой и атомной энергетики, электротехники, энергомашиностроения и оборонной промышленности нашей страны.
Научные школы электромеханического факультета, которым руководили академики АН СССР Л.Р.Нейман, К.С.Демирчан, М.П.Костенко, член-корреспонденты РАН Г.Н.Александров, Г,А,Шнерсон, заслуженные деятели науки и техники РСФСР профессора А.М. Залесский , А.И. Важнов, А.В.Донской, С.В.Дресвин, Г.А.Кукуков, Г.С.Кучинский, Г.М. Павлов, Е.В.Усов, О.В.Щербачев успешно работали над созданием научных основ Единой энергетической системы, передачи электрической энергии постоянного и переменного тока на дальние расстояния при высоком и сверхвысоком напряжениях, над развитием электромашино- и аппарато-строения, созданием новых изоляционных материалов и изоляционных конструкций, электрофизической аппаратуры и импульсной техники.
Научные школы энергомашиностроительного факультета, которым руководили академик АН ССР М.В. Кирпичев, члены-корреспонденты АН СССР А.А. Радциг, И.Н. Вознесенский, заслуженные деятели науки и техники РСФСР профессора Н.Х. Дьяченко, И.И.Кирилов, К.И.Страхович, В.В.Померанцев, К.П.Селезнев, профессора М.Д.Вайсман, В.А.Зысин, В.А.Иванов успешно работали над созданием энергетических машин и установок; над разработкой новых конструкций энергетических машин и аппаратов для отечественной атомной промышленности; проводили расчеты прочности, долговечности и надежности турбомашин, паровых котлов, гидромашин; работы по теплофизическим свойствам жидкостей и газов; а также разработке научных основ рационального топливоиспользования; повышению эксплуатационно-технических показателей транспортных машин и их элементов и др.